Сегодняшний пост посвящаю Волжскому Автомобильному Заводу.
Прототипы ВАЗа. Часть 1.
ВАЗ Э1101 Опытный '1970
ВАЗ "Крокодил" Опытный (Э2121) '1972
Первый опытный образец будущей серийной "Нивы" ВАЗ 2121. Произведены 2 единицы.
ВАЗ 2103 "Универсал" Опытный '1976
В ходе работы над моделью 2103, представлявшей собой люкс модификацию ВАЗ 2101, конструкторами ФИАТ к рассмотрению была так же предложена версия "люкс-универсала". Однако руководством ВАЗа этот вариант был отвергнут. К этой идее на заводе вернулись только через несколько лет. Так в 1976 году по указанию технической дирекции на конвейере ВАЗа были изготовлены и собраны три автомобиля ВАЗ 2103 "универсал". Целью была проверка этих автомобилей на соответствие европейским требованиям, а в перспективе и поставка за рубеж. Из трёх собранных автомобилей один был передан на «АвтоВАЗтехобслуживание», второй отдан на Дмитровский автополигон, а третий образец оказался в Центре стиля УГК ВАЗ. В серийное производство эта модель так и не пошла.
ВАЗ 2105 "Жигули" Опытный '1976
ВАЗ Э2122 '1976
В 1976 году в рамках проекта создания плавающей Нивы были изготовлены первые два опытных образца с индексом Э2122.
ВАЗ-Porsche 2103 Прототип '1976
Компания Porsche начала свое сотрудничество с ВАЗом еще с 1970-х годов. В 1976 году немецкие конструкторы предложили свой вариант модернизации автомобиля ВАЗ 2103. С машины убрали весь хром, включая молдинги и металлические хромированные бампера, заменив последние пластиковыми, в цвет кузова. Но модерновый стиль этого прототипа не был принят: к этому времени уже был готов собственный проект ВАЗ 2106, оказавшийся проще и дешевле в освоении.
ВАЗ 4Э-1101 "Ладога" '1977
ВАЗ 2Э2122 '1978
Образец второй серии 2Э2122, дальнейшее развитие Э2122. От первых образцов их отличал огромный передний воздухозаборник, форточки в дверях, большие боковые зеркала от КамАЗа (позже упразднены). Весь 1979 год машина проходила доводочные испытания.
ВАЗ 2802-01 "Пони" Опытный '1980
Электромобиль, бортовой грузовик с одноместной кабиной. Дизайнер А.Дегтярёв, ведущий конструктор С.Докучаев. На этом автомобиле впервые применено удачное решение: алюминиевый сплав в конструкции кабины, рамы и бортовой платформы. Это позволило значительно снизить вес электромобиля и увеличить его полезную нагрузку. Однако машина имела существенный недостаток, заключавшийся в неправильном распределении масс по осям. Задняя ось была сильно недогруженной, по этой причине сцепного веса (в частности, на траве) не хватало даже для трогания с места.
ВАЗ 2802-02 "Пони" Опытный '1980
Экспериментальный электрофургон вагонной компоновки с пластмассовым кузовом. Дизайнер - В.Пашко, ведущий конструктор - М.Маркиев.
ВАЗ 3Э2122 '1982
Образец третьей серии отличался полностью измененной конструкцией - от кузова до колес. Он стал более компактным, в габаритах приблизясь к ВАЗ 2121.
ВАЗ 2702 "Пони" Опытный '1982–86
Электромобиль ВАЗ 2702 особо малой грузоподъемности, был разработан для частичной замены в городах автомобилей, выполняющих регулярные маршрутные мелкотоварные перевозки. Кроме фургона на этом же шасси был изготовлен бортовой грузовик с тентом. И фургон, и грузовик предназначались для разнообразного использования в народном хозяйстве. Среди них: сфера бытового обслуживания, почтовое сообщение, эксплуатация в больничных комплексах и курортных зонах, а также для перевозки различных грузов в торговле. Самый первый первый прототип был построен в 1982 году, в 1985-ом была изготовлена опытная партия из 10 автомобилей, а в конце 1986 года машина проходила приемочные испытания. Впоследствии лицензия на производство электрофургона ВАЗ 2702, которому к тому времени сменили индексацию на ВАЗ 2301, была продана одной из фирм г. Кемерова. (Ух ты! Оказывается где-то у нас есть этот фургончик!)
ВАЗ 2110 (0) Прототип '1985
ВАЗ 2107 Модернизированный Опытный '1986
ВАЗ 2122 Серия 600 '1987
В 1987 году был построен финальный образец ВАЗ 2122 серии 600.
ВАЗ "Х" Опытный '1990
Экспериментальный образец 7-местного минивэна.
ВАЗ 2110 Прототип '1990–91
ВАЗ 1151 "Гном" '1992
ВАЗ 2110 предсерийный '1993–96
Базовая модель семейства 2110. Впервые продемонстрирована в начале 1993 года в Московском Манеже. В следующем, 1994 году, на Парижском автосалоне АвтоВАЗ показал 2110 в качестве прототипа серийной машины, выпуск которой планировался на следующий, 1995 год. В течение последующих трех лет, до 1997-го, этот автомобиль строили в ОПП АвтоВАЗ в минимальном количестве для отработки различных решений для будущего серийного производства. Наиболее заметными внешними отличиями самых ранних моделей 2110 являются нерельефные передний и задний бамперы, черная окраска порогов и дверных рамок.
ВАЗ 1152 Эльф Электро '1995
Lada 110-06 "Желтая Акула" (2110-06) '1996
ВАЗ 2108 Лада Аэро '1997
Этот трехдверный автомобиль, оснащенный 16-клапанным 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 90 л.с. с распределенным электронноуправляемым впрыском топлива, предназначался для измерения коэффициента сцепления взлетно-посадочных полос и позволял достоверно спрогнозировать дистанцию торможения лайнеров на взлетно-посадочных полосах аэропортов гражданской авиации, что способствовало обеспечению безопасности на уровне международных требований. За этими параметрами следил микропроцессорный блок АДР. Обработанная с помощью компьютера информация выводилась на печатающее устройство и подавалась на центральный пункт перед взлетом и посадкой самолета. В снаряженном состоянии 1420 кг четырехместный хетчбэк разгонялся до скорости 120 км/ч за 20 секунд.
Лада Гольф (1002) '1998
Опытный двухместный грузопассажирский электромобиль семейства "Гольф". В качестве движущей силы использованы электродвигатели постоянного тока независимого возбуждения максимальной мощностью 7.5 кВт. Энергоносителем выступает комплект аккумуляторных батарей обшей емкостью 120 АхЧ, напряжением 48 В.
ВАЗ 1119 "Калина" Прототип '1999
ВАЗ "Проект 2170" Опытный '2003
Самый первый опытный образец, представленный на московском мотор-шоу 2003 года (первые работы над ним велись с 2002 года). Машина демонстрировала собой замену модели 2110. Центральная часть кузова осталась почти нетронутой, но были изменены все прочие кузовные детали, создан новый, более современный интерьер, под капотом был установлен 1,6-литровый двигатель. Позаботясь об аэродинамике и технологичности нового автомобиля, заводчане предусмотрели иную, нежели на ВАЗ 2110 конструкцию капота - теперь он не заходил на крылья. Кроме того, стыки заднего бампера - горизонтальные, а ломаные линии капота и крышки багажника придали дополнительную прочность. Пластиковые фары с двухлинзовой системой освещения и электрокорректором превосходили по своим параметрам применяемые на серийных ВАЗах. В наружных зеркалах предусмотрели сигналы поворота. С целью повышения безопасности была дополнительно изменена конструкция внутренней части дверей, порогов, крыши, центральных стоек, пола.
Лада Антэл-2 Прототип '2003
Второй прототип вазовского водородного электромобиля. Дебют состоялся на Московском автосалоне в августе 2003 года. Машины оснащена электрохимическим генератором, который вырабатывает электричество в ходе реакции окисления водорода, тяговым электродвигателем и буферной аккумуляторной батареей.
Lada Priora Седан Предсерийный (2170) '2004
ВАЗ Ока 2 Прототип (1121) '2004
Лада Силуэт Прототип (2116) '2004
Lada Kalina GTi Прототип (1119) '2006
Lada C Concept '2007
ВАЗ "Проект С" Опытный (2116) '2007
Lada C-Cross Concept '2008
Lada Samara "Flyte" Concept Car (UK)
ВАЗ Ока 2 Прототип
------------------------------------------------------------------------------------------------------
А вот тут поподробнее про две интересные модели.
Lada Roadster Concept
Среди немногих автомобильных премьер московского автошоу MIMS 2000 этот автомобиль заслужил особое внимание. Lada Roadster - первая работа тольяттинского дизайнера Сергея Нужного, закончившего обучение в известной дизайнерской школе Espera Sbarro и предложившего на «живом» примере показать свою квалификацию. Выбор именно такого типа автомобиля был связан с тем, что на нем отрабатывались не только идеи по дизайну, но и новая технология изготовления опытных образцов – из полиэфирных смол. Для массового семейного автомобиля этот материал не подходящий, а для мелкосерийного родстера оказывается полезен.
Модели, подобные Lada Roadster, не выпускаются в больших количествах – спрос на них всегда невелик. Однако иметь в гамме стильную модель с повышенными динамическими характеристиками крупные автопроизводители стремились всегда. Это в своем роде визитная карточка марки и, как показал пример Mazda Miata, может приносить прибыль не только с точки зрения имиджа, но и вполне реальную.
Руководство АвтоВАЗа одобрило идею и в качестве «платформы» предложило перспективную «Калину» — удачный концепт на ее базе мог бы послужить хорошей рекламой, а то и обернуться еще одним членом семейства, что весьма устраивало Департамент развития. Поскольку проект был внеплановый, возник вопрос финансирования. Выручило одно солидное московское издание, выделившее деньги, достаточные для того, чтобы приступить к работе, которая началась в середине января 2000 года. Таким образом, автомобиль был построен за семь месяцев – даже для опытного образца срок крайне небольшой.
Группа разработчиков состояла из руководителя Сергея Нужного, дизайнера Михаила Пономарева и троих рабочих. Коллектив получил статус обособленной единицы и практически «вышел из-под контроля» местных идеологов стиля, что, естественно, устраивало не всех. Вылилось это в мелочи, но неприятные: во-первых, с Михаила Пономарева никто не снимал на эти месяцы плановой работы, во-вторых, места постоянного у группы не было.
Для начала, по настоянию Михаила, с особой тщательностью продумали компоновку будущего родстера. Сразу стало ясно, что базу «Калины» придется уменьшить на 150 мм. Как только техническая начинка и дизайн машины были утверждены, Сергей с помощью товарищей начал превращать «бумажный» автомобиль в настоящий.
Работа шла по методике маэстро Сбарро, исключающей постройку макета. Все делается сразу «на объекте», что позволяет экономить время и средства. При этом, имея ходовую основу, получается ходовой же прототип. Объем носителя наращивается легко обрабатываемым материалом, образующим задуманные поверхности. Что-то, наоборот, подлежит устранению или же перемещению.
Панель приборов для Lada Roadster заимствовали у ВАЗ-1118, рамку ветрового стекла — у ВАЗ-2110. Каркас безрамной двери с «начинкой» взяли от Alfa-Romeo GTV (в Тольятти до тех пор не было опыта с подобными дверями), а в головной оптике использовали элементы VW Golf IV.
В образе Lada Roadster необходимо было сохранить черты «Калины», неудачно на первых порах напоминавшей корейский Hyundai Accent начала 1990-х годов. Но неожиданно «наверху» приняли решение об изменении дизайна «Калины», благодаря чему у ребят были развязаны руки. В итоге Михаил сумел избежать слепого копирования базовой модели и предложить нечто новое, ассоциирующееся в то же время с «Калиной».
По мере того как прототип принимал законченные формы, а попутно приближалась дата открытия Московского автосалона, становилось ясно, что ВАЗ может блеснуть на нем еще одним концепт-каром. Тогда-то создатели и почувствовали к себе внимание со стороны руководства. Тем не менее, констатировали: если бы помощь «наверху» была оказана чуть ранее, появилась бы дополнительная возможность довести до ума интерьер и ходовую часть.
Ключевая идея автомобиля – крыша, полностью укладываемая на багажник. Идея резко контрастировала с устоявшейся мировой практикой, когда создатели автомобилей с жестким убирающимся верхом старательно прятали его внутрь, что неизбежно вызывало массу проблем. Решение, предложенное Нужным, полностью сохранило объем для багажа – эта идея не имеет аналогов. Эдуард Ройтман, директор фирмы «Эль Моторс», производящей эксклюзивные автомобили, сравнил Roadster с автоматом Калашникова: «Он тоже простой и именно поэтому стал невероятно популярным». Учитывая, что Roadster мог бы занять на рынке тот же сегмент, к которому относятся машины «Эль Моторс», похвала имела особый вес. Единственным минусом оказалось то, что внутренняя сторона крыши ложится на крышку багажника, которая могла оказаться грязной. С другой стороны, в технологическом плане, из-за отсутствия необходимой оснастки использованную в механизме подъема и опускания крыши червячную передачу так и не смогли сделать с требуемыми допусками.
Благодаря меньшей, чем у донорской «Калины», массе (полная – 1150 кг против 1435 у ВАЗ 1118) машина оказывается более скоростной и со стандартным двигателем, однако на Roadster установили двухлитровый 16-клапанный мотор с впрыском топлива. Его мощности хватило, чтобы обеспечить разгон 0-100 км/ч за девять секунд. Свой вклад в такие показатели внесла и коробка передач с последовательным переключением – так называемая секвентальная.
Прототип Lada Roadster наглядно доказал, что можно создавать прототипы в рекордно короткие сроки без внушительных затрат. Выпуск автомобиля небольшими партиями не представлялся особой сложностью, учитывая простоту заложенных в нем решений, тем не менее организован он не был.
------------------------------
Lada 2151 Concept
ВАЗ-2151 — концептуальная разработка, продемонстрированная на Московском международном автосалоне в 2002 г. Автомобиль позиционируется в B классе и представляет собой проект замены "классических" моделей марки Лада.
Идея создания возникла из-за того, что семейство классических моделей ВАЗ выпускается с 1980 г. и безнадежно устарело как морально, так и технически.
Автомобиль спроектирован на платформе автомобилей классической компоновки. По размерам новинка намного больше универсала ВАЗ-2104. При «растянутой» почти на 200 мм базе автомобиль раздался вширь на 60 мм, а по высоте почти сравнялся с минивэном — 1535 мм (прибавка в 92 мм!). Автомобиль имеет вместительный 500-литровый багажник. Если же сложить заднее сиденье, автомобиль превратится в мини-фургон. Салон очень просторный — здесь с комфортом устроятся пятеро рослых мужчин. При возросших габаритах снаряженная масса машины увеличилась всего на 60 кг, поэтому модернизированный «нивовский» мотор 1.7 позволил развить скорость в 165 км/ч.
Двигатель крепится к подрамнику. Взамен прежней двухрычажнной передней подвески теперь стоит McPherson. Рулевой механизм реечный. Исходя из этого можно сделать вывод, что автомобиль обладает незаурядной управляемостью. Задняя подвеска практически не изменилась: неразрезной мост на продольных рычагах с тягой Панара. Ради улучшения управляемости амортизаторы были установлены не вертикально, а под наклоном.
Автомобиль предполагалось запустить в серию в 2006 году, но всвязи с запуском в серию семейства "Калина", принадлежащего сегменту B, постановка на конвеер ВАЗ-2151 оказалась нецелесообразной...